Учитель – это не профессия, а призвание. Не секрет, что именно педагог проектирует будущее человека. От преподавателя зависит, кем вырастет ребёнок и какие духовно-нравственные ориентиры будут в нём заложены. В преддверии профессионального праздника Заслуженный учитель Кубани, учитель физики лицея №11 им. В.В.Рассохина Мкртычян Елена поделилась секретами успешного педагога и рассказала о плюсах современного образования.
- Расскажите немного о себе, как Вы пришли в профессию учителя?
- С детства мне нравилось представлять себя учителем. С подружками мы расчерчивали классные журналы, по очереди примеряли на себя роль педагога, ставили друг другу оценки, писали мелом на самодельной доске. В итоге детская игра стала реальностью, и я думаю, что это неслучайно.
- Елена Георгиевна, почему выбрали именно физику?
- В школе учёба мне давалась очень легко, поэтому я обладаю гуманитарным и аналитическим складом ума одновременно. Выбрала физику, потому что технические предметы привлекали всё-таки больше. Мне нравились сложные задачки, головоломки, над которыми нужно подумать, которые тренируют мышление и делают его гибким. Несмотря на это я с удовольствием занималась литературой и историей. А когда пришло время определиться с профессией, то решила последовать примеру средней сестры и поступить на физико-математический факультет.
- Говорят, что учителя помнят каждого своего ученика. Так ли это в действительности?
- Скорее, я помню каждый выпуск, ведь за год учитель обучает 200-300 учеников. Мой предмет в расписании детей дважды в неделю, поэтому не каждый день удаётся с ними взаимодействовать. Но, тем не менее, я помню всех учеников в своём выпуске и продолжаю с ними общаться после окончания ими школы. У нас есть даже группа в мессенджере, в которой мы переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками, делимся личными успехами. Кроме этого, собираемся на вечере встречи выпускников. Конечно, учителю всегда приятно, когда ученики приходят, рассказывают о своих достижениях.
- Кем из своих учеников Вы особенно гордитесь?
- Многие мои ученики добились успеха и, безусловно, я ими горжусь, но выделять кого-то не стану. На мой взгляд, гораздо важнее, чтобы они были хорошими людьми и смогли заниматься любимым делом.
- Вы помните день, когда впервые переступили порог школы в роли учителя? Могли ли тогда предположить, что профессия станет делом всей жизни?
- Да, мне всегда хотелось работать именно учителем. Изначально я была сотрудницей горкома комсомола, а через некоторое время стала методистом в Центре технического творчества. У меня была в основном бумажная работа, и она не приносила удовольствия. Когда я впервые переступила порог четвертой школы, в которой начинала свою педагогическую деятельность, до сих пор помню горящие глаза своих учеников. В тот момент пришло осознание серьёзной ответственности перед детьми.
Интернета тогда не было, поэтому к уроку готовилась тщательно по учебникам и пособиям. Я прилагала большие усилия, чтобы занятия проходили интересно, применяя разные типы заданий.
- Вы в школе 33 года, за это время многое изменилось: образовательные стандарты, появились электронные учебники, интерактивные доски, дистанционная форма обучения. Улучшает ли технический прогресс качество образования или, напротив, оно становится хуже.
- Я думаю, что технический прогресс, безусловно, положительно влияет на образование. Возможностей у современных детей гораздо больше, если грамотно пользоваться электронными ресурсами. Отрицательная сторона новшеств заключается в том, что современный ребёнок очень много времени и энергии тратит на виртуальный мир. В медицине даже есть такой термин – «фаббинг», который является одним из проявлений зависимости от гаджетов. Человек во время разговора постоянно отвлекается на телефон, упуская какие-то важные детали беседы, поэтому это стало серьёзной проблемой образования. Благодаря новому закону о запрете средств связи на уроках, дети концентрируются на теме занятия, поэтому всё-таки плюсов от цифровизации образования больше.
Есть ли разница между детьми, которые были Вашими учениками 30 лет назад и сейчас?
- Конечно, разница очень большая. Современные дети могут найти необходимую информацию в телефоне за секунду, а мои первые ученики всё искали в учебниках, ходили в библиотеки. Отсутствие интернета не сделало их необразованными, напротив, они прилагали больше усилий, чтобы получить глубокие знания. Сейчас в школах проводится много дополнительных занятий, активная внеурочная деятельность, но не все дети, к сожалению, пользуются предлагаемой помощью.
- Сейчас дети часто определяют себя гуманитариями и не хотят изучать физику, мотивируя тем, что она в жизни не пригодится. Как вы относитесь к такому условному разделению?
- Хороший учитель сможет увлечь условного гуманитария математикой и влюбить его в этот предмет. И, наоборот, неквалифицированный педагог отобьет желание изучать даже любимую науку. Есть много примеров из истории, которые доказывают, что больших успехов добиваются те, кто развивает в себе и гуманитарное, и техническое, и творческое начала. Михаил Ломоносов в свободное время писал оды, физик Эйнштейн — играл на скрипке.
- Если ребёнку не даётся физика, можно ли её вызубрить?
- Если ребёнок замотивирован учителем, то он сам начнёт погружаться в предмет. Физика очень интересная наука, особенно первое знакомство с ней. Когда ребята приходят в 7 класс, я провожу различные опыты, уроки в игровой форме, поэтому в моей практике всё нацелено не на зубрёжку, а на развитие аналитических способностей.
- В чём секрет дисциплины на уроке?
- Педагог должен сначала завладеть вниманием детей, чтобы они понимали, о чем говорит учитель и что нужно его слушать. Дети прекрасно знают, что лучше разобрать материал с объяснениями на уроке, нежели дома самостоятельно изучать тему. И очень многое, наверное, зависит от характера учителя. Если дети видят в учителе наставника и помощника, то они не будут нарушать дисциплину.
- Есть ли на Ваших уроках какие-то особые законы и традиции, которым ученики следуют без напоминаний?
- Конечно, у нас со старшеклассниками есть такая негласная традиция. Если на уроке меня вызывают к директору или завучу в крайне редких случаях, то ученики под присмотром замещающего учителя, продолжают занятие без меня, решают сложные задачи. Тот, кто первый справился с заданием, обязательно объяснит материал остальным детям.
- Чего дети не прощают?
- На мой взгляд, дети не прощают несправедливости в оценивании знаний. Когда у учителя есть в классе любимчики, дети всегда очень остро реагируют на это. Но я никогда никого не выделяю и стараюсь выстроить доверительные отношения в классе.
- Что самое сложное в профессии учителя?
- Наверное, заинтересовать своим предметом каждого ученика, увлечь даже отстающих. Когда даже у ребёнка с низким уровнем знаний начнут гореть глаза, и он будет стремиться стать успешным, то это можно считать заслугой учителя. Пожалуй, это самое главное и вместе с тем сложное.
- Без каких качеств невозможно представить современного учителя?
- Учитель должен быть справедливым, знать свой предмет и методику преподавания. Кроме этого, педагогу необходимо самому стремиться к новым знаниям, осваивать современные технические средства, чтобы не отставать от учеников и идти в ногу со временем. Учитель должен быть эрудированным и интересным, ведь только так можно завоевать авторитет у детей.
- Какой бы совет Вы дали молодым педагогам, начинающим профессиональный путь?
- Несмотря ни на что надо верить в детей. Ученики всегда откликнутся, если учитель полон оптимизма и искренен. Приходя на работу, мы должны забывать о неприятностях и стараться видеть в разных ситуациях положительные стороны. В любом случае каждый учитель должен найти собственную методику, выработать стиль и, конечно же, любить детей и свою профессию.