Поиск по сайту

“Муниципальный вестник Армавира” - официальное сетевое издание администрации муниципального образования город Армавир

Руководитель АГПУ Евгений Нижник: Учитель - профессия, которую не заменят машины

05 октября 2022 14:08

Руководитель АГПУ Евгений Нижник: Учитель - профессия, которую не заменят машины
В преддверии Дня учителя наш корреспондент побеседовал с исполняющим обязанности ректора главной кузницы педагогических кадров нашего региона Евгением Нижником. Руководитель одного из старейших вузов города – Армавирского государственного педагогического университета - рассказал о компетенциях, которыми должны обладать учителя будущего, об институте наставничества, о передовых проектах вуза, а также пути развития АГПУ.

  - Какие сильные стороны Вы отметили, когда только приехали в Армавир и приступили к работе? 
- Армавир - достаточно молодежный город. Здесь активная, интересная молодежь. Молодежь, которая живет активной общественной жизнью. Мне понравились доброжелательность и позитив, которые есть в этом городе. 
 Меня порадовало, что в АГПУ достаточно сильные научные школы педагогических работников. Это те традиции, которые идут издалека. 
 
  - Какие проекты сейчас реализуются внутри вуза? 
- Два самых передовых проекта – это Технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический Кванториум. Технопарк создан в этом году, а Кванториум откроется в декабре. 
Технопарк – это пространство, в котором будущим учителям (нынешним нашим студентам) предлагается разрабатывать и создавать исследовательские проекты в части образования, педагогики, физики, биологии, виртуальной реальности, IT. Цель проекта – сформировать универсальные педагогические компетенции у будущих учителей, а также чтобы они могли эти технологии передавать школьникам. Убежден, что через такие проекты кто-то из ребят выберет науку, педагогическую науку, кто-то пойдет дальше в аспирантуру, кто-то решит написать диссертацию, научные статьи, кто-то - стать великим ученым. 
За почти столетнюю историю из университета вышло много ученых. И я уверен, что еще большее число выйдет. 
Педагогический кванториум – это проект, в котором мы обучаем учителей пользоваться самым современным оборудованием, которым сейчас оснащают школы. Неправильно будет, если молодой учитель приходит в школу и не понимает, как с этим оборудованием работать. 
Только комплектов робототехники пять разновидностей. Естественно, что учитель должен уметь пользоваться каждым из этих видов оборудования. 
Это главные проекты, результаты этого года, это то, с чем мы подойдем к большому юбилею – столетию университета. 

  – Какой он – учитель будущего? Каким он будет через пять или десять лет? 
- Очень важно, чтобы мы готовили учителя будущего, который обладает всеми нужными компетенциями. С 1 сентября Министерство просвещения внедрило в систему подготовки учителя ядро высшего педагогического образования. Это как раз и есть основные компетенции, которыми должен обладать учитель нового поколения, учитель будущего. Это и эмпатия, и умение образовать из школьников команду, и цифровые компетенции. Для нас, конечно, вызов в том, чтобы все педагоги владели этими компетенциями. 
 Учитель будущего должен владеть интерактивными форматами, к которым привыкли современные школьники, тогда он будет иметь безусловный успех. 
Сейчас идет борьба за внимание ребенка. А внимание ребенка – это не два канала, как было в советские годы. Сейчас в каждом телевизоре 200 каналов, смартфоны, планшеты, компьютеры, сайты – все что угодно, что отвлекает внимание ребенка. Для учителя это вызов - как внимание ребенка завоевать, сохранить, как заинтересовать, в том числе с помощью новых цифровых технологий. 
Учитель – это та профессия, которую невозможно заменить машиной. Можно использовать разные способы и приемы, которые помогут более ярко и интерактивно донести материал. Но как показала пандемия, невозможно компьютером заменить учителя. Роль учителя незаменима. 
Научить ребенка хотеть учиться – одна из важных функций школы и учителя. Не зубрить. Если в первые годы обучения не привить желания учиться, ничего не получится. Он должен влюбиться в процесс обучения. Главная роль учителя - заинтересовать и замотивировать школьника. Наша задача – подготовить учителя, который будет общаться на одном языке с современными детьми. Быть требовательным, внимательным к каждому ребенку, но при этом уметь донести информацию. Это большой вызов. 

  – Как в городе обстоят дела с педагогическим наставничеством? Есть ли какая-то поддержка для выпускника педвуза, когда он приходит в школу? 
- На прошлой неделе в Анапе проходило выездное заседание Комитета по образованию Совета Федерации. Вели очень честный и откровенный разговор о том, как должна измениться система образования и что нам необходимо сделать, чтобы система подготовки учителей шагнула вперед и взяла следующий рубеж. Одно из предложений, которое было озвучено на заседании, - это создание системы целевой подготовки и целевого обучения педагогов. В регионе и муниципалитете должны быть созданы координационные центры, прогнозирующие потребность в педагогах на несколько лет вперед. Мы должны минимум за 6-7 лет понимать, сколько в какую школу понадобится учителей по конкретным предметам. Школьника нужно замотивировать, профориентировать на профессию учителя, чтобы дальше он поступил в педвуз и пошел работать в школу. 
 В следующем году нехватка учителей в Краснодарском крае составит 3,5 тысячи человек. Если мы не будем на 10 лет вперед четко планировать по каждой школе и каждому муниципалитету, то мы не успеем подготовить нужных специалистов. 
Для того чтобы процент выпускников, идущих работать в школы, увеличить, нужно создать условия – и это касается не только заработной платы. Еще одна важная составляющая – институт наставничества. Когда молодой специалист приходит в школу, он не владеет в совершенстве всеми методиками, не знает, как вписаться в этот сработавшийся коллектив. В этот момент его нужно поддержать, в этот коллектив включить, чтобы его приняли. 
 Мы предложили создать финансируемый государством институт наставничества: когда из опытных и уважаемых учителей будет назначаться наставник, которому эта работа (как работа классного руководителя) будет оплачиваться. В таком случае у опытного педагога будет стимул, чтобы заниматься, повышать компетенции молодого учителя, помогать ему.

  – Как вы считаете, может и должна ли школа участвовать в процессе воспитания?
- Одна из важнейших функций учителя – это функция воспитания совместно с родителями. Семья и школа – две составные части. Одна без другой не принесет желаемого эффекта. Только тогда будет общий результат. Через воспитание идет привитие ценностей, норм, правил поведения. Это основа воспитания полноценного гражданина страны. 
 В каждую школу внедрена типовая программа воспитания, план воспитательной работы, есть обязательные требования, в школах появились советники по воспитательной работе. Во многих школах работает Российское движение школьников. Это большая система воспитания, которая в том числе противодействует деструктивному поведению молодежи. 

  - Сколько студентов из ДНР и ЛНР обучается в АГПУ?
- Пока немного. Буквально несколько человек. В этом году поступило всего два человека. Но мы готовы, у нас выделены отдельные квоты, в том числе в следующем году будем ждать. 
 На днях в состав страны включены четыре новых региона. Естественно, в следующем году мы ждем увеличения абитуриентов из этих областей. 

 – Чего хочет современный абитуриент? Каковые его цели и как он видит профессию? 
- Очень сложный вопрос. На него нет однозначного ответа. Каждый человек имеет свои жизненные цели. Я буду лукавить, если скажу, что все 100% поступающих в педвуз хотят быть учителями. Только в процессе обучения формируется тяга к преподаванию, тяга к этой профессии. 
 Конечно, часть ребят после выпуска не пойдет в школу по разным причинам. Одни вскоре понимают, что преподавание – очень энергозатратный процесс, занимающий все время, нужно отдавать всего себя. Для таких ребят мы может предложить альтернативу: можно заниматься образовательными проектами в системе волонтерства, в системе молодежной политики, то есть в соседних с образованием сферах. Если душа лежит к информационным технологиям, можно делать образовательные IT-проекты. Нужно замещать зарубежный образовательный контент хорошим отечественным содержанием. Это могут быть и научные проекты в системе образования, это тоже очень важно, потому что педагогическая наука тоже должна развиваться. 
Возвращаясь к вопросу, цели у всех разные, но даже если они меняются в процессе жизни, то мы готовы эти цели либо подкорректировать, либо дать под них основу и предложить другие способы применения для молодого специалиста в сфере образования. 

  – Как вы относитесь к системе ЕГЭ? 
- Есть и сторонники, и противники, и правда, как всегда, где-то посередине. Смысл ЕГЭ – упростить и унифицировать экзамены, сделать их прозрачными, независимыми. Не делать отдельно экзамены выпускные, потом вступительные – а сделать единый, чтобы ни у кого не было сомнений. Суть в этом. 
Учитель, конечно, не должен заниматься исключительно натаскиванием на ответы ЕГЭ. Учитель должен так рассказать материал, чтобы ответы сами формулировались в голове каждого ребенка. 

  – Как вы считаете, может ли цифровое портфолио заменить ЕГЭ? И способно ли оно отобразить профессиональные склонности абитуриента? 
- Результаты олимпиад, волонтерской деятельности, значок ГТО, в первую очередь, показывают активность ребенка. Может быть он победил бы в олимпиаде, но он просто в ней не участвовал. Может, у родителей нет денег, чтобы отправлять его в поездки. Это все не является эффективной шкалой оценки знаний. Да, это может подтверждать какие-то особые заслуги и активность. 
Я считаю, что цифровое портфолио не заменит системы тестирования и экзаменационных оценок. 

  – Каким Вы видите будущее АГПУ через пять лет? 
- Пять лет – очень маленький промежуток. Давайте возьмем хотя бы 10 лет. Мне бы хотелось, чтобы через 10 лет АГПУ стал одним из первых университетских педагогических кампусов страны. На всем Юге страны всего четыре педагогических вуза (в Армавире, Волгограде, Махачкале и Грозном). Для нас, конечно, это вызов, вызов стать центром, который готовит педагогов не только для всего Юга, но и для новых присоединившихся к России регионов. Через 10 лет потенциал выпуска из университета должен составлять до пяти тысяч студентов ежегодно – то есть увеличиться в пять раз. Это та цифра, которая сможет восполнить дефицит педагогических кадров. 
 Также мне бы хотелось, чтобы мы стали центром подготовки учителей для наших дружественных стран (Армении, Казахстана, Узбекистана и т.д.). У этих стран тесные культурные связи с нашей страной, большая совместная история. Если мы станем центром подготовки учителей русского языка, учителей истории, литературы – это не даст заместить зарубежным контентом нашу русскую историю, язык. 
Хотелось бы, чтобы через год АГПУ стал готовить все категории учителей. В этом году мы оборудуем полностью лаборатории. Рассчитываю, что в следующем году учитель химии и биологии войдет в перечень наших программ подготовки, и город больше не будет нуждаться в этих учителях. 

 – Чего бы вы хотели пожелать педагогам в преддверии профессионального праздника? 
- В первую очередь, пожелаю здоровья – сейчас такое нелегкое время. Хотел бы пожелать спокойствия и понимания в семьях, чтобы не было тревоги относительно собственного будущего и своих детей и воспитанников.


Автор:  Екатерина ВЛАДИМИРОВА
Источник:  АГПУ

Все новости

Документы

Все документы

Новости

На Кубани разработают правила проведения массовых мероприятий

В Краснодаре состоялось совещание, на котором власти и правоохранители обсудили правила проведения массовых мероприятий.

21 июля 2024 12:08

Губернатор прокомментировал ситуацию с отключениями света на Кубани

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев прокомментировал ситуацию с отключениями света в регионе в своих социальных сетях.

21 июля 2024 10:38

Требовала помощи, материлась и стреляла из пистолета: жительницу Армавира судят за хулиганство

В Кавказском районе на скамье подсудимых оказалась 40-летняя жительница Армавира, обвиняемая в хулиганстве.

21 июля 2024 10:31

Все новости

“Муниципальный вестник Армавира” ( 16+ )

Официальное сетевое издание администрации муниципального образования город Армавир

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.


Информационная продукция предназначена для читателей старше 16 лет.

Вся информация и материалы, размещенные на сайте www.armvest.ru, защищены международным и российским законодательством об авторском праве и смежных правах. Все сообщения сетевого издания “Муниципальный вестник Армавира” предназначены для лиц старше 18 лет. При перепечатке или цитировании ссылка на сетевое издание “Муниципальный вестник Армавира” обязательна. Для интернет-изданий и социальных сетей прямая активная гиперссылка обязательна.

Регистрационный номер сетевого издания средства массовой информации (сетевого издания) Эл № ФС77-76854 от 24 сентября 2019 г.

Учредитель: администрация муниципального образования город Армавир.

Издатель и редакция: муниципальное автономное учреждение “Редакция газеты “Муниципальный вестник Армавира””

Главный редактор: С.А. Лукошкина

00:00