Ровно месяц назад армавирские вузы и техникумы перешли на дистанционное обучение. Сколько именно продлится удалённое взаимодействие студентов и преподавателей сегодня известно только одному коронавирусу. Давать прогнозы уже не решаются ни Министерство образования, ни, тем более, учебные заведения. Вузам и техникумам остается только приспособится к непростой ситуации и продолжать учить своих студентов всеми доступными способами. «Муниципальный вестник Армавира» связался с ведущими городскими учебными заведениями высшего и средне-специального образования и постарался разобраться, насколько они оказались готовы к работе в новых реалиях.
Внимание на монитор
Для коллектива Армавирского педуниверситета переход на дистанционную форму прошёл в рабочем режиме. Преподаватели вуза уже имели опыт работы с имеющейся в учреждении электронной информационно-образовательной средой. Переход в дистант только увеличил частоту обращений к этим инструментам.
«А вот опыт деятельности в системах ДОТ, конечно, у преподавателей разный. У кого-то больший, у кого-то меньший. Но все наши коллеги – люди гибкие и очень быстро приспособились. Сегодня даже научные конференции, проводимые кафедрами и факультетами, институтами университета, успешно проходят в дистанционных форматах», — рассказывает специалист Центра информационной политики АГПУ Ольга Дорофеева.
Не менее оперативно отреагировали на изменяющиеся обстоятельства и коллектив Армавирского аграрно-технологического техникума. Директор ААТТ Анатолий Полуэктов рассказал, что техникуму хватило всего три дня, чтобы перейти на новые формы взаимодействия. При этом процесс перехода был осложнен необходимостью пребывать в самоизоляции и продолжать профессиональную деятельность.
Несмотря на широчайший выбор платформ, помогающих сегодня учить и учиться на расстоянии, вузы и техникумы используют примерно одни и те же ресурсы. Кроме собственных сайтов, преподаватели активно используют всевозможные сервисы для видеоконференций, проводят прямые эфиры в соцсетях, заливают лекции на YouTube, активно используют мессенджеры и электронную почту, рекомендуют студентам электронные библиотечные системы.
При этом методика преподавания не претерпела значительных изменений. Правда во многом стала зависеть от устойчивости интернет-соединения. Чтобы преодолеть технические сложности, АГПУ в своих общежитиях увеличил количество точек Wi-Fi и скорость передачи данных.
Ну, а если возникают проблемы с цифровыми инструментами, то на помощь коллективу приходят цифровые кураторы. К ним относятся наиболее «продвинутые» в техническом плане сотрудники, помогающие в решении проблем взаимодействия между преподавателями и студентами.
Оценки и «энки»
В АГПУ критерии оценки знаний с переходом на дистант не изменились. «Вуз – это всё-таки не школа, где оценивание идёт ежедневно в цифровом эквиваленте. Здесь мы имеем дело с накоплением результата деятельности, — объясняет Ольга Дорофеева. — Успешно посещаешь лекции, отвечаешь на вопросы, выполняешь практические и лабораторные работы, справляешься с самостоятельной работой, значит, зачёт получишь, а на экзамене не будешь испытывать затруднений».
Руководство ААТТ считает, что новые условия все-таки заставляют пересмотреть критерии оценивания, и в первую очередь предполагают новое отношение к такому понятию, как «посещаемость». «Несмотря на то, что мы ежедневно ведем учет посещаемости, сегодня особенное значение приобретает индивидуальный, дифференцированный подход преподавателя к студентам. У кого-то из ребят не было возможности выйти на связь в назначенное для видеоконференции время, и преподавателю приходится индивидуально с ним работать уже после, что усложняет работу педагога», — рассказывает Анатолий Полуэктов.
При этом учебные заведения стараются всеми возможными способами вести и воспитательную работу. Например, студенты ААТТ участвуют в различных акциях и челленджах, с недавнего времени актив студенческого радио техникума ведет рубрику «Радио в тапках», на сайте техникума стартовала Всероссийская акция «Бессмертный полк». Все организационные вопросы и решения ребята обсуждают на заседании Совета студенческого самоуправления в формате видеоконференции.
АГПУ также старается вести активную молодёжную политику. Студенческие сообщества вместе с отделом воспитательной работы и молодёжной политики университета организовывают и проводят онлайн большое количество мероприятий. В формате онлайн конкурсов студенты демонстрируют и свою физическую подготовку, и творческие способности, и кулинарные. В активной фазе сейчас конкурс чтецов «Вспомним про войну», где студенты читают не только произведения признанных корифеев, но и авторские стихотворения о Великой отечественной войне.
«Удалёнка», как толчок к развитию
В целом преподаватели армавирских вузов и техникумов к дистанционному формату работы относятся без энтузиазма, хотя и считают его приемлемым выходом во временных условиях чрезвычайной ситуации. Конечно, и студентам и педагогам не хватает «живого» общения, которое создаёт на занятиях совершенно особенную атмосферу. Тем не менее в условиях карантина, дистанционная форма обучения вполне позволяет справляться с поставленной перед ней задачей: передавать профессиональные знания, а также частично умения и навыки студентам. Как будут проходить сессии, пока никто не знает — этот вопрос уровня федеральных министерств. Но в целом все морально уже готовы провести сессию в дистанционном формате.
Зато уже сейчас понятно, что нынешний опыт не может не сказаться на будущих формах обучения.
Специалист Центра информационной политики АГПУ Ольга Дорофеева: «Нынешний опыт, как и всякий другой, безусловно, будет полезен. Во-первых, он раскрепостит самих преподавателей, расширит их педагогический инструментарий. Во-вторых, продемонстрирует, что, как бы качественно ни было налажено дистанционное взаимодействие, роскошь человеческого общения не заменить ничем».
Директор ААТТ Анатолий Полуэктов: «Думается, режим самоизоляции наложит свой отпечаток на образовательный процесс. Освоенные формы дистанционного обучения в будущем не только сохранятся, но и внесут заметное разнообразие. Все новое — сложно и трудно, но своевременно и нужно. Сегодня мы наблюдаем мощный толчок к развитию образования в России. Во истину, все, что ни делается, к лучшему, как бы странно сейчас это ни звучало».