Осторожно - мошенники
За два месяца этого года полицейские Армавира зарегистрировали 106 преступлений с использованием информационных телекоммуникационных технологий. Почти половина из них были совершены по мошеннической схеме «телефонный звонок от сотрудника банка».Теме телефонных мошенничеств и способам борьбы с ними был посвящен круглый стол, прошедший в армавирском отделе полиции. В мероприятии приняли участие сотрудники правоохранительных органов, представители служб безопасности финансовых учреждений и СМИ.
Полицейские рассказали о новом способе обмана, к которому сейчас часто прибегают мошенники. Представляясь сотрудником службы безопасности, злоумышленник сообщает гражданину, что кто-то из рядовых сотрудников банка пытается оформить кредит на его имя. Потенциальной жертве предлагают аннулировать заявку и защитить свои средства, переведя их на безопасный счет. Зачастую жертве также сообщают, что прецедентом заинтересовались правоохранительные органы. После чего клиенту банка звонит другой мошенник, который представляется сотрудником полиции и дополнительно убеждает выполнить указания службы безопасности банка. Переведенные по инструкции деньги, конечно же, бесследно исчезают. Размер похищенных средств варьируется, но известно, что на сегодняшний день в Армавире зарегистрировано уже два случая, когда сумма ущерба составила более миллиона рублей.
Расследование подобных преступлений — настоящая головная боль для органов правопорядка. Во-первых, пользующиеся подменными номерами мошенники по-настоящему анонимны. Полицейские имеют внушительную базу номеров, с которых совершаются звонки, но каждый день появляются десятки новых. Территориально мошенники могут находиться где угодно, в том числе звонят и из ближнего зарубежья, что еще больше затрудняет расследование таких случаев.
Помочь в раскрытии преступлений, по мнению полицейских, сможет тесное и оперативное взаимодействие правоохранителей и банковских структур. Но даже в налаживании такой работы есть свои затруднения. Например, в виде закона о банковском деле, запрещающего финансовым организациям делиться конфиденциальной информацией без особых на то санкций. Когда счет идет на минуты (а именно столько времени хватает преступникам, чтобы перебросить деньги дальше, вывести их в офлайн и «замести» денежный след), слаженная работа структур особенно важна.
Есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону с введением поправок на законодательном уровне, позволяющих быстро «замораживать» движения финансовых средств по заявлению потерпевших и требованию правоохранителей. Но пока эти правовые положения в разработке.
Поэтому самый лучший и на данный момент, пожалуй, единственный надежный способ защититься от посягательств телефонных мошенников — это бдительность и финансово-правовая грамотность самих граждан. Присутствующие на встрече представители банков не раз подчеркнули, что клиентам банка не звонят сотрудники служб безопасности, не спрашивают личных данных, не просят совершать каких-либо переводов и других операций. Важно об этом помнить и всегда держать в голове во время общения с собеседником, кем бы он не представился.
Конечно, мошенники порой бывают очень убедительны и умудряются брать в оборот даже очень недоверчивых граждан. Поэтому необходимо взять на вооружение простое правило: если во время разговора с представителем банка возникает хотя бы малейшее сомнение в достоверности собеседника и его слов – немедленно вешайте трубку. А чтобы проверить себя и окончательно убедиться, что вы только что избежали посягательств на ваши деньги, просто перезвоните в банк по номеру, указанному на пластиковой карте, и сообщите о состоявшемся разговоре
Автор: ДМИТРИЙ ШИРЯЕВ