Учителем работать сложно, а преподавать в коррекционном классе – вдвойне. О том, каково это – работать с особыми детьми, мы поговорили с Ольгой Александровной Парамоновой, учителем начальных классов МБОУ-СОШ № 17 г. Армавира.
- Почему вы выбрали профессию учителя в общем и работу с особыми детьми в коррекционном классе в частности?
- Профессия учитель для меня – это воплотившаяся мечта, о которой я мечтала со школьной скамьи. Учась в 8 классе, я знала, что буду поступать в наш пединститут. Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.
- С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе?
- Работая в классе коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Учащиеся таких классов отстают в психическом и интеллектуальном развитии. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. И я часто сравниваю профессию учителя с профессией артиста, когда каждый урок как мини-спектакль, в течение которого надо успеть рассказать, показать, к кому-то подойти, кого-то приструнить, кого-то погладить по голове, кому-то помочь индивидуально, похвалить, сделать замечание. И на все это только 40 минут. Успех в учении у детей с ЗПР будет только тогда, когда ребята поверят в свои силы. Это и стало одним из основных принципов моей работы.
- Какие требования выдвигаются к учителю, который работает в коррекционном классе?
- К учителю коррекционного класса предъявляются большие требования.
Он должен быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии детей с ЗПР; быть терпимым, уравновешенным, обладать чувством сопереживания; иметь широкий круг интересов и практических умений; проявлять гибкость, не допускать стереотипного отношения к детям и их достижениям; видеть перспективу развития детей, поддерживать в них уверенность в своих силах. Чтобы идти в ногу со временем, знать и уметь работать с различными технологиями, методиками, получать новые навыки и развивать свои компетенции, учитель обязан систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить курсы повышения квалификации для педагогов.
- В чем преимущества и сложности обучения в коррекционном классе для ребенка?
- Дети и подростки с ОВЗ требуют особого подхода, поэтому в нашей школе были созданы классы коррекции для обучения и воспитания детей с такими диагнозами, как задержка психического развития, ДЦП. Система работы в классах коррекции направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнения пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
- Насколько программа обучения в коррекционном классе отличается от обычной школы?
- Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным адаптированным программам. В нашей школе программой обучения первой ступени детей классов КРО является программа «Школа России». Она обеспечивает усвоение содержания начального образования и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях у логопеда, которые обязательны для таких классов. Проводятся занятия с психологом.
- Сейчас очень много говорят об инклюзивном образовании. Каково ваше мнение о его важности и перспективности?
- Требования, которые предъявляются сегодня, – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать как гармоничную. Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники. Я думаю, что за этим будущее и ни в коей мере нельзя делить детей. Все дети имеют право на счастливое детство.
- Как остальные ученики школы относятся к детям из коррекционного класса? Есть ли факты буллинга?
- В школе шесть коррекционных классов. Все живут одной дружной семьей. Ребята не делают отличий и дружат между собой.
- Меняется ли у нас в стране отношение к особым детям?
- Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. При этом нарушения здоровья у детей чаще всего проявляются в возрасте от 8 до 14 лет. Последние восемь-девять лет можно говорить о позитивной тенденции. Сегодня каждый родитель может привести своего ребенка с любым состоянием развития в ту школу, которая находится у него по месту жительства. Посмотрите, сколько изменений происходит в транспорте, в культурных учреждениях, в каждой школе предусмотрены пандусы. Мы видим, что любой человек имеет право прийти в театр или на концерт. Граждане видят вокруг себя разных людей и понимают, что само наличие заболевания не несет никакой опасности.
- Какие перспективы у таких детей при получении дальнейшего образования и профессии?
- Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса.
- Что бы вы хотели поменять в нашей системе образования? О чем мечтаете?
- Я считаю необходимым повысить ответственность родителей, законодательно защитить учителя; ограничить число учащихся в классе. Мечтаю, чтобы учителя могли реализовать свой творческий потенциал, а работа приносила им удовольствие. Ведь у меня дочь и зять - тоже учителя.Автор: ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВА