-3°C

Обман потребителей в автосалонах и как его избежать

2 Декабря 2021
Обман потребителей в автосалонах и как его избежать

В Роспотребнадзор Краснодарского края все чаще обращаются граждане, которые столкнулись с обманом и навязыванием дополнительных услуг в автосалонах при покупке машин.


Типичные нарушения:

- в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон);

- до показа автомобиля или заключения договора-купли продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса, в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части;

- при заключении договора купли-продажи автомобиля d rhtlbn потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе указывается процентная ставка существенно ниже той, которая значится в договоре);

- навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).


Как избежать обмана и навязывания услуг

- Изучите отзывы об автосалоне в интернете и среди знакомых.

- Узнайте, может ли автосалон заниматься продажей машин той или иной марки (эту информацию можно узнать на сайтах официальных дилеров).

- Выбирайте автосалон, на официальном сайте которого обязательно указаны наименование, адрес расположения, режим работы, образцы договоров, гарантийные обязательства, стоимость автомобилей, наличие в продаже конкретных моделей.

- С осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля для предварительного ознакомления.

- При покупке подержанного автомобиля проверьте историю машины, воспользовавшись информацией на сайте ГИБДД в разделе «Проверка автомобиля» (https://xn--90adear.xn--p1ai/check/auto).

- Перед заключением сделки внимательно изучите договор (в том числе пункты мелким шрифтом). В договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если Вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации); подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала.

- следует учесть, что наиболее безопасной является оплата банковской картой; при оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств; в любом случае Вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде).

- перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей.


Какие условия должны вызвать опасения:

- продажа автомобилей только в кредит;

- заявлена слишком низкая цена автомобиля;

- предложение подписания договора и внесения аванса до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии;

- отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце;

- незначительный период времени, прошедший с даты постановки автосалона на налоговый учет, который можно проверить на официальном сайте онлайн-сервиса ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/.


Поводом написать жалобу на автосалон может быть:

- несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте;

- несоответствие комплектации автомобиля;

- отказ вернуть покупателю внесенный аванс;

- навязывание дополнительных товаров, работ, услуг;

- продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового и др.


Куда жаловаться:

- производителю или в уполномоченную им организацию

Прежде всего, в случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров, работ, услуг) рекомендуем обращаться к виновному лицу (в данном случае - к продавцу товара) с соответствующей претензией.

- в Роспотребнадзор.

Одной из функций Роспотребнадзора является защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства в сфере торговли. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.

- в суд

Чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно также обратиться в суд с исковым заявлением.

- в органы внутренних дел

Если вы стали жертвой мошенничества, следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлениям.