С наступлением нового года в России традиционно вступает в силу ряд новых законов и нормативных актов, направленных на улучшение различных аспектов жизни граждан. Январь 2025 года не станет исключением: с первого числа начнут действовать важные изменения в законодательстве, касающиеся разных сфер.
НАЛОГИ
С 1 января вводится новая система налогообложения: доходы свыше 2,4 млн рублей в год (около 200 тыс. рублей в месяц) будут облагаться по пяти ставкам НДФЛ — 13%, 15%, 18%, 20% и 22%. Повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей установленный порог, а не ко всему годовому доходу.
Некоторые виды доходов, такие как надбавки за работу на Крайнем Севере и выплаты участникам СВО, остаются под старой системой налогообложения — 13% с годового дохода до 5 млн рублей и 15% с превышения.
Доходы от продажи имущества, ценных бумаг, дивиденды и проценты по вкладам будут облагаться двумя ставками: 13% до достижения дохода в 2,4 млн рублей и 15% с суммы превышения.
С 2025 года регионы смогут увеличивать понижающий коэффициент при расчете НДФЛ от продажи недвижимости. Сейчас налог рассчитывается как 70% от кадастровой стоимости объекта, если информация о цене сделки отсутствует или она ниже кадастровой стоимости. Регион может увеличить этот коэффициент до 1, что приведет к увеличению суммы налога для продавцов неликвидных объектов, таких как квартиры или нежилые помещения, чья рыночная цена значительно ниже кадастровой.
С 1 января отели начнут включать туристический налог в стоимость проживания. Этот налог может быть введен любым населенным пунктом, и многие города, включая Санкт-Петербург, Архангельск, Владимир, Казань, Калининград, Сочи и Великий Новгород, уже приняли такое решение. Организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие места в гостиницах, хостелах, мотелях и санаториях, будут обязаны взимать этот налог. Минимальная ставка составляет 100 рублей в сутки, максимальная — 1% от стоимости номера. Санатории всегда платят по минимальной ставке. Отельеры включат налог в общую стоимость проживания и предъявят его к оплате гостям, за исключением льготных категорий, таких как ветераны боевых действий или инвалиды I и II групп. Местные власти могут расширить список льготников.
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
С 1 января появляется возможность получить налоговый вычет за сдачу норм ГТО. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо выполнить три условия: сдать нормативы ГТО в одном из центров тестирования, получить знак отличия (если сдаёте нормативы впервые) или подтвердить уже имеющийся знак, пройти диспансеризацию в тот же год, когда получили или подтвердили знак отличия. Максимальная сумма налогового вычета составляет 18 000 рублей, что позволит сэкономить 2340 рублей на НДФЛ при ставке 13%.
Размер стандартного налогового вычета на второго ребёнка увеличивается с 1400 до 2800 рублей, а на третьего и последующих — с 3000 до 6000 рублей. Это означает, что ежемесячная экономия на налогах за второго ребёнка составит 364 рубля вместо 182 рублей, а за третьего и последующих — 780 рублей вместо 390 рублей. Предельный размер дохода для получения детского вычета также увеличился до 450 000 рублей.
МРОТ
С 2025 года федеральный МРОТ составит 22 440 рублей, что на 3198 рублей больше предыдущего значения. Зарплаты и больничные за полный рабочий месяц не должны быть меньше этой суммы. Размер МРОТ также влияет на расчет декретных выплат.
СОЦПОСОБИЯ
С 1 января увеличатся минимальные и максимальные размеры ряда социальных пособий, включая пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
С 1 января увеличится размер единого пособия для семей с детьми. Максимальное пособие будет зависеть от региона проживания.
ДОГОВОРЫ ДАРЕНИЯ
С 13 января все договоры дарения недвижимости между гражданами, включая близких родственников, должны будут заверяться нотариусом. Кроме государственной пошлины за регистрацию права, потребуется оплатить и нотариальные услуги. Однако стороны могут самостоятельно подать заявление о регистрации прав в Росреестр, если не хотят, чтобы это сделал нотариус.
ПЕНСИИ
С 1 января возобновляется индексация страховых пенсий работающих пенсионеров, которая была приостановлена с 2016 года. Прибавка составит 7,3%. Расчет будет проводиться следующим образом: возьмут текущую пенсию гражданина на 31 декабря 2024 года, учтут все пропущенные индексации за годы работы, прибавят их к фактической пенсии, рассчитают размер индексации на 2025 год и добавят его к текущей пенсии. Например, если работающий пенсионер получает 19 527,94 рубля в месяц, а без учета работы мог бы получать 36 351,59 рубля, то после индексации его пенсия увеличится на 2 653,66 рубля и составит 22 181,60 рубля.
В 2025 году ни один человек не сможет выйти на пенсию по достижении пенсионного возраста из-за переходного периода пенсионной реформы. Такое положение было и в 2023 году, и повторится в 2027 году. Оформить пенсию в 2025 году смогут лишь льготные категории граждан, имеющие право на досрочную пенсию, такие как работники Крайнего Севера, сотрудники вредных и опасных производств, многодетные матери и лица с длительным трудовым стажем (42 года для мужчин и 37 лет для женщин), при условии наличия не менее 15 лет страхового стажа и 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов.
В 2026 году на пенсию смогут выйти женщины 1967 года рождения и мужчины 1962 года рождения, которым исполняется 59 и 64 года соответственно.
С 1 января Социальный фонд начнет автоматически назначать надбавку в размере 1200 рублей к пенсиям граждан старше 80 лет и инвалидов первой группы. Пенсионеру не нужно будет обращаться куда-либо для оформления этой надбавки. Ежегодно сумма будет индексироваться вместе с пенсией, с учетом районного коэффициента в соответствующих местностях.
Ранее выплата 1200 рублей предназначалась людям, осуществляющим уход за этими категориями граждан. Для назначения выплаты требовалось заявление от ухаживающего лица и письменное согласие от того, за кем осуществляется уход. Деньги перечислялись вместе с пенсией.
ГОСПОШЛИНЫ
С 1 января увеличивается государственная пошлина за расторжение брака. Теперь каждый супруг должен будет заплатить 5000 рублей вместо 650 рублей. Исключением являются случаи, когда брак расторгается по инициативе одного супруга, если другой признан безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок более трех лет. В этих случаях пошлина остается прежней — 350 рублей.
Госпошлина за изменение имени, отчества или фамилии также возрастет с 1600 до 5000 рублей.
С 1 января увеличиваются государственные пошлины за регистрацию сделок с недвижимостью. Теперь размер пошлины зависит от кадастровой стоимости объекта:
1. Если кадастровая стоимость не определена или не превышает 20 000 000 рублей, пошлина составит 4000 рублей.
2. Если кадастровая стоимость выше 20 000 000 рублей, пошлина будет составлять 0,02% от кадастровой стоимости, но не менее 0,02% от цены сделки и не более 500 000 рублей.
Стоимость выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также удвоится. Бумажная выписка для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, будет стоить 1740 рублей вместо 870 рублей. Электронная выписка обойдется в 700 рублей вместо 350 рублей.
ВОДИТЕЛЯМ
С 1 января начинает работать единая система страхования гражданской ответственности водителей России и Беларуси. В ней будут храниться данные о водителях, договорах ОСАГО и произведенных выплатах. Доступ к системе получат правоохранительные органы, таможня и страховщики обеих стран. Российским водителям больше не понадобится международный сертификат «Синяя карта», но для въезда в Беларусь нужен будет международный полис с уникальным номером, внесенным в единую систему.
Срок действия водительских удостоверений, истекающих в 2025 году, автоматически продлевается на три года. Замена прав потребуется не ранее 2028 года, обращаться в ГИБДД не нужно.
С 1 января штрафы за нарушение правил дорожного движения увеличиваются в среднем в полтора раза. Например, штраф за превышение скорости на 20–40 км/ч теперь составит 750 рублей вместо 500 рублей, а за непристёгнутый ремень безопасности и проезд на красный свет — 1500 рублей вместо 1000 рублей. За выезд на встречную полосу придётся заплатить 7000 рублей вместо 5000 рублей, а за остановку или стоянку в неположенном месте — 2250 рублей вместо 1500 рублей.
Скидка на оперативную уплату штрафов уменьшена до 25%, однако срок её действия продлён до 30 дней.
АЛКОГОЛЬ И СИГАРЕТЫ
С 1 января повышаются минимальные розничные цены на крепкий алкоголь и сигареты. Бутылка водки будет стоить не менее 349 рублей, пачка сигарет — 135 рублей. Минимальные цены на жидкости для вейпов и аналогичных устройств также увеличиваются.
Автор: Екатерина ВЛАДИМИРОВА
Источник изображений: Екатерина Владимирова







